История храма до современного облика Исаакиевского Собора

Исаакиевский Собор

 

Адрес храма Исаакиевский Собор: Исаакиевская пл. д. 1, ст. метро "Гостиный Двор"
Часы работы: открыт ежедневно, кроме среды, с 11.00 до 19.00, кассы закрываются в 18.00. В летний период с 01.05 по 30.09 собор работает до 23.00 (кассы до 22.00).
Стоимость билетов: 250 р., молодежь от 7 до 18 лет и пенсионеры РФ – 50 р.
 
   
История храма до современного облика Исаакиевского Собора
       До современного облика Исаакиевского Собора предшествовало строительство трех вариантов храма. Первый Исаакиевский храм был создан в 1707 году по указу Петра I во имя небесного покровителя царя – преподобного Исаакия Далматского. Его переделали из чертежного амбара, находившегося рядом с Адмиралтейством. В этом храме венчались император Петр I и императрица Екатерина Алексеевна. Второй каменный собор был возведен архитектором Г.И. Маттарнови рядом с набережной Невы. Третий храм начал строиться в царствование императрицы Екатерины II по проекту Антонио Ринальди, и в упрощенном виде достроен архитектором В.Бренной при Павле I. Собор не соответствовал парадному облику северной столицы, и император Александр I объявил о его перестройке. В конкурсе приняли участие многие известные зодчие, но они не выполнили главного требования царя – в память о великих предках сохранить в новом соборе алтарную часть старого. Государь поручил это молодому французскому архитектору Огюсту Монферрану, его проект перестройки храма получил Высочайшее одобрение.
История, архитектура и живопись Исакиевского Собора
Для грандиозного сооружения, задуманного Монферраном, требовался надежный сплошной фундамент. В дно котлована были забиты просмоленные сосновые сваи, на них уложили гранитные плиты и бутовый камень. Четыре фасада собора были украшены портиками с монолитными гранитными колоннами, которые вырубались на каменоломне Пютерлакс и по воде доставлялись на баржах к месту строительства. Установка этих колонн вызвала восхищение современников – их поднимали вручную, при помощи деревянных лесов. Так же на высоту 43 метров подняли колонны барабана купола. Строительство Исаакиевского храма продолжалось четыре десятилетия и стало школой новых технологий, многие из которых использовались впервые, в том числе рельсовый путь, легкий металлический купол и широкое применение в декоративном убранстве гальванопластики. Церемония освящения и открытия храма состоялась 30 мая 1858 года, в присутствии императора Александра II, членов царской фамилии и хора из 1200 певчих. Исаакиевский собор стал главным кафедральным храмом России. Созданный архитектором Огюстом Монферраном храм Преподобного Исаакия Далматского в Санкт-Петербурге – выдающийся памятник русской архитектуры XIX века. Грандиозность храма определяют его размеры: высота 101,5 метра; длина 111,2 метра; ширина 97,6 метра. Собор – одна из архитектурных доминант Санкт-Петербурга и второе по высоте здание после Петропавловского собора. Его монументальный и величественный образ создает неповторимый акцент в городском силуэте и служит такой же визитной карточкой северной столицы, как шпиль собора Петропавловской крепости, Медный всадник и золотой кораблик Адмиралтейства. Прообразом собора послужил разработанный еще в конце XVIII века тип центричного, квадратного в плане пятикупольного храма с украшенными портиками фасадами. По углам выступающего основного объема здания находятся четыре небольшие звонницы, удачно дополняющие силуэт храма. Их завершают легкие позолоченные главки, размер которых продиктован масштабом самих звонниц, поэтому они оказались намного меньше главного купола. Гладкие плоскости стен собора прорезаны большими арочными окнами с массивными наличниками и волютами наверху. Вверху треть фасада занимает колоссальный по размерам аттик, который излишне преобладает над основным ордером.
           Исаакиевский собор – единственный из памятников русского классицизма (за исключением Мраморного дворца А.Ринальди), в наружной отделке которого использованы полированные гранитные колонны и мрамор. Эффектное сочетание темно-красных колонн портиков, колоннады главного купола, цоколя здания с серой мраморной облицовкой стен и золочеными куполами придает всему сооружению парадный вид.
         Исаакиевский собор – высокий образец единства монументального и декоративного искусства. Собор украшен скульптурами Ангелов на наружном аттике, Ангелов со светильником, евангелистов и апостолов на фронтонах портиков. На балюстраде главного купола находятся 24 скульптуры Ангелов и Архангелов (скульптор И.Герман), на фронтонах портиков представлены горельефы «Воскресение Христа» и «Встреча Исаакия Далматского с императором Валентом» работы Ф. Лемера и «Поклонение волхвов» и «Исаакий благословляет императора Феодосия» работы И.Витали. Росписи Исаакиевского собора – уникальный пример синтеза архитектуры и живописи. Их объединяет гармония общего замысла и совершенство исполнения. Только здесь сохранилась до нашего времени коллекция русской монументальной религиозно-исторической живописи 1840 – 1850 годов. 103 стенные росписи и 52 картины на холсте создавали крупнейшие представители русской академической школы того времени, в том числе В.К. Шебуев, Ф.А. Бруни, К.П. Брюллов, А.Т. Марков, Н.М. Алексеев, П.В. Басин, Ф.П. Брюллов, Т.А. Нефф, К.А. Молдавский, Ч. Муссини и другие.
        Иконографическая программа Исаакиевского собора уникальна, авторами ее идейного замысла были представители Святейшего Синода, Николай I, архитектор Монферран. Своеобразной была техника исполнения росписей: масляными красками по штукатурке, покрытой грунтом по системе французских химиков Д’Арсе и Тенора. Руководил живописными работами в Исаакиевском соборе крупнейший представитель русской академической школы, ректор Академии художеств Василий Кузьмич Шебуев. Двенадцать росписей исполнены Федором Антоновичем Бруни и его учениками К.Б. Венигом, П.Ф. Плешановым и И.С. Ксенофонтовым, в том числе «Страшный суд», «Видение пророка Изекииля», «Всемирный потоп», «Солнце, Луна и звезды с группами ангелов», «Творец, благословляющий свое творение» и «Сотворение мира».
Грандиозен по своим размерам (816 квадратных метров) плафон главного купола кисти великого Карла Брюллова «Богоматерь во славе». Учитывая размеры и сферическую поверхность купола, Брюллов использовал круговую композицию, оставив широкие просветы фона, создающего эффект напоенного солнцем небесного свода. Поводом для возрождения искусства мозаики в России в XIX веке стало художественное убранство Исаакиевского собора, в котором можно увидеть 62 мозаики общей площадью более 500 квадратных метров. Мозаичные работы начались в 1851 году и продолжались до 1914 года. Блестящий образец мозаичного копирования – икона «Тайная вечеря», выполненная в 1879 – 1887 годах по оригиналу С. Живаго мозаичистами И.П. Кудриным, И.А. Лаверецким, М.П. Муравьевым, И.А. Пелевиным и Н.Ю. Силивановичем. В композиции этого произведения чувствуется влияние знаменитой фрески Леонардо да Винчи. «Тайная вечеря» выполнена с применением метода оптического смешения цветов. Для получения нужного оттенка кусочки смальты разных цветов подбирались так, чтобы на расстоянии их цвета сливались в нужный тон. В мозаиках Исаакиевского собора прекрасно воспроизводятся и холодный блеск металла, и атласные одежды, и живое тепло человеческих рук. Чтобы передать все богатство красок живописи, мозаичисты использовали смальту более 12 000 оттенков цвета. Мозаики Исаакиевского собора отличает совершенство технического исполнения. В 1862 году на Всемирной выставке в Лондоне они получили самую высокую оценку. Специалисты отмечали, что у русских изготовление смальты «доведено до такого совершенства, как нигде в Европе». Витраж «Воскресший Христос» в алтарном окне Исаакиевского собора выполнен в стиле итальянского Возрождения, его площадь – 28,5 кв. м. Это один из наиболее крупных витражей Европы.


Экскурсии в Исакиевского Соборе: в музее проводятся тематические экскурсии: «Художественное убранство Исаакиевского Собора», «Скульптура Исаакиевского Собора», «Библейские сюжеты в живописи Исаакиевского Собора», «Чтобы помнили…».
 
По материалам официального сайта ГМ «Исаакиевский Собор»
Подробнее о Исаакиевский Собор, можно узнать здесь.
Отзывы
Александр и Людмила Васильченко
29 мая 2017

Благодарим за организацию обзорной экскурсии по Санкт-Петербургу 22.05.2017 года ваших сотрудников Марину Журавель, экскурсовода Галину и водителя Максима!
Это добросовестные и ответственные люди, профессионалы с большой буквы! Искренне желаем всем вам здоровья и благополучия!


Ольга
04 января 2016

Спасибо! И экскурсовод, и организация отличные. Ольга


Анастасия
20 июня 2015

Также хотелось бы выразить вам благодарность за организацию поездки. Нашей группе все очень понравилось, включая гида и водителя. Экскурсия была именно то, что просили наши клиенты. Еще хотелось бы поблагодарить вас за быструю реакцию на сообщения. Если будут еще заявки, то мы обратимся к вам! Еще раз большое спасибо, успеха и процветания вашей компании!


Новости туризма
Новогодняя ярмарка в центре Петербурга Новогодняя ярмарка в центре Петербурга начнет работу на Манежной площади 12 декабря 2019 года. Закончится мероприятие уже после празднования Старого Новгого Года 13 января 2020. На этот месяц будет запрещен проезд по Инженерной улице к Манежной площади. Основные места проведения Манежная площадь и Малая Садовая улица. Ежедневно будут проводиться различные концерты и праздничные мероприятия. Можно будет купить различные сувениры, вкусные подарки или редкие изделия ручной работы.

До конца года вход в новый музей железных дорог России будет бесплатным

Фестиваль водных огней в парке имени Бабушкина

Все новости