Большой Дворец в Петергофе

Центром Петергофского ансамбля является Большой дворец – «коронная» резиденция русских императоров. Великолепное трехэтажное здание с галереями и сверкающими позолотой куполов Церковного и корпуса под Гербом – протянулось вдоль террасы почти на триста метров. Общая идея местоположения и первоначального облика Верхних (Нагорных) палат принадлежала Петру I. На протяжении XVIII и XIX столетий такие выдающиеся русские и западноевропейские мастера, как И.-Ф.Браунштейн, Ж.-Б.Леблон, Н. Микетти, М.Земцов, Ф.-Б. Растрелли, А.И.Штакеншнейдер работали над созданием архитектурного облика дворца и над оформлением его многочисленных покоев.Как в прошлые века, так и теперь, гости Петергофа не перестают восхищаться великолепием интерьеров Большого дворца. В Петровской части дворца сохранился Дубовый кабинет первого русского императора. Главным элементом убранства этого небольшого, но уютного покоя служат дубовые резные панно, созданные еще при жизни Петра, талантливым французским скульптором Николя Пино. Здесь представлены и личные вещи Петра I, среди которых его дорожные часы работы немецкого мастера Иоганна Беннера.

В середине XVIII столетия, в годы царствования дочери Петра I Елизаветы Петровны, в Петергофе творил знаменитый зодчий Франческо Бартоломео Растрелли, непревзойденный мастер барочного стиля. Для интерьеров, созданных гением Растрелли характерно обилие деревянной золоченой резьбы, наборные паркеты из разных пород ценной древесины, множество зеркал и живописные плафоны на потолках. Все западное крыло дворца занимает Танцевальный зал или, как он именовался в XVIII веке, Купеческий зал. Существует предание, что Елизавета Петровна специально потребовала Растрелли убрать зал побогаче: «как можно более вызолотить…». Дело в том, что этот зал предназначался для приема именитого купечества, любившего, по словам императрицы, золото.

Елизаветинское барокко: история, особенности

В русских просторах проводником стиля рококо явился знаменитый зодчий того времени Растрелли. Его пригласили для работы в Россию, чтобы привести в порядок дворцы Петергофа и Царского села, которые были собственностью царствовавшей тогда Елизаветы I. Апартаменты действующей царицы должны были быть оформлены и обставлены ничуть не хуже «заморских» дворцов и имений, поэтому и был выписан «сам Растрелли» для поднятия значимости России как державы в глазах иностранных послов, для которых только Франция являлась законодательницей моды и стиля.
Особенностью стиля рококо в России, так же как и во Франции, стала вычурная линия в изогнутых с большим капризом завитках в формах, общих конструкциях, более мелких элементах мягкой мебели.
Хорошим образцом мягкой мебели русского рококо является трон Елизаветы, оставшийся нам в наследство и выставленный в Оружейной палате в Москве. Это, несомненно, один из лучших предметов антикварной мягкой мебели периода елизаветинского рококо.
Кроме великого Растрелли при русском дворе появились многочисленные послы, которые прибывая в «дремучую» Россию привозили с собой целые корабли обстановки, которую потом с успехом распродавали дворянству и купечеству Петербурга и Москвы. Так стиль рококо в производимой тогда мебели, царивший при всех дворах Европы, быстро проник на русскую землю.
Не стоит забывать, что в имениях дворян было много крепостного люда, среди которых мастеров по столярному и плотницкому искусству было немало, и освоение производства мебели в духе принятого тогда стиля прошло быстро и незаметно. Конечно, русские мастера внесли свой колорит в создаваемые предметы меблировки. Еще и сам деревянный материал был заменен на местные породы – липу и березу.
В остальном же мебель в стиле рококо русского производства мало чем отличалась от образцов, привозимых из Франции. Те же причудливые завитки и изогнутые линии в формах и конструкциях мебели, такие же великолепные инкрустации из ценных пород дерева, камня на гладких поверхностях мебели, такое же скрывание истинного материала производства под многочисленной резьбой, позолотой, бронзой. Мягкая мебель по своим формам и конструкциям повторяет во всем французские образцы. Русские мастера ничего нового не внесли, и диваны, кресла, стулья имеют такие же выгнутые ножки, сужающиеся книзу. Элементы мягкой мебели – спинка и сиденье имеют округленные углы, выгнутая верхняя часть спинки тоже украшается сильной резьбой.
Рисунки тканей для обивки мягкой мебели тоже изображают крупные цветы, их букеты и гирлянды. Единственное что стоит отметить – это рисунок ткани для обивки мягкой мебели в царских покоях и дворцах. Здесь уже вместо цветов – изображение величественного двуглавого царского орла – символа царской власти в России.
Подводя итог вышеизложенному, можно сказать, что стиль рококо в производстве мягкой мебели проник в Россию быстро, его распространение достигло очень широкого диапазона и затронуло разные области быта жизни. Многие образцы стиля рококо периода Елизаветы дошли до наших дней и являются культурным и историческим наследием, прекрасными образцами мягкой мебели, той эпохи. Все они бережно хранятся или выставлены на всеобщее обозрение в Москве и многочисленных музеях Петербурга.

Во второй половине XVIII века происходят очередные изменения и переделки интерьеров Большого дворца в модном тогда стиле классицизма. Архитекторы Ю.М.Фельтен, Ж..Б. Валлен-Деламот оформляют в 1760-1770-х гг. такие интерьеры, как Чесменский зал, Тронный зал, Китайские кабинеты.

Итогом двухсотлетнего строительства стал дворец, в котором рядом с покоями петровской эпохи блистали барочные залы середины XVIII века, а с ними соседствовали торжественные и строгие апартаменты периода классицизма, сменявшиеся покоями середины XIX века, возрождавшими основные художественные принципы рококо. Большой Петергофский дворец являлся летним центром официальной жизни Российской империи: здесь происходили многие важнейшие для страны события, устраивались праздники и приемы, балы и маскарады.

На сегодняшний день Большой дворец является уникальным историко-художественным музеем, коллекция которого насчитывает около трех с половиной тысячи экспонатов. Это предметы мебели, живопись, ткани, осветительные приборы, фарфор, отвечавшие вкусам венценосных владельцев Дворца.

Подробнее о Большой Дворец в Петергофе - особенности посещения, можно узнать здесь.
Отзывы
Александр и Людмила Васильченко
29 мая 2017

Благодарим за организацию обзорной экскурсии по Санкт-Петербургу 22.05.2017 года ваших сотрудников Марину Журавель, экскурсовода Галину и водителя Максима!
Это добросовестные и ответственные люди, профессионалы с большой буквы! Искренне желаем всем вам здоровья и благополучия!


Ольга
04 января 2016

Спасибо! И экскурсовод, и организация отличные. Ольга


Анастасия
20 июня 2015

Также хотелось бы выразить вам благодарность за организацию поездки. Нашей группе все очень понравилось, включая гида и водителя. Экскурсия была именно то, что просили наши клиенты. Еще хотелось бы поблагодарить вас за быструю реакцию на сообщения. Если будут еще заявки, то мы обратимся к вам! Еще раз большое спасибо, успеха и процветания вашей компании!


Новости туризма
Новогодняя ярмарка в центре Петербурга Новогодняя ярмарка в центре Петербурга начнет работу на Манежной площади 12 декабря 2019 года. Закончится мероприятие уже после празднования Старого Новгого Года 13 января 2020. На этот месяц будет запрещен проезд по Инженерной улице к Манежной площади. Основные места проведения Манежная площадь и Малая Садовая улица. Ежедневно будут проводиться различные концерты и праздничные мероприятия. Можно будет купить различные сувениры, вкусные подарки или редкие изделия ручной работы.

До конца года вход в новый музей железных дорог России будет бесплатным

Фестиваль водных огней в парке имени Бабушкина

Все новости